Привлечение к ответственности административных правонарушителей является важнейшим аспектом государственного механизма принуждения. Целью данного вида преследования является привлечение к ответственности лиц, нарушивших правила, установленные органами государственной власти, и назначение соответствующих, соразмерных наказаний в зависимости от степени общественного вреда, причиненного правонарушением. Оно также направлено на предотвращение совершения правонарушителем и другими лицами аналогичных правонарушений, включая преступления, и на соблюдение принципа ответственности.
Однако не все административные правонарушители всегда привлекаются к ответственности в соответствии с законом. В результате у людей может возникнуть необходимость обратиться в прокуратуру для защиты своих нарушенных прав.
В данном руководстве рассматриваются распространенные вопросы о процессе привлечения к административной ответственности.
1. Гарантии, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) для обеспечения законности при привлечении лиц к административной ответственности.
Статья 1.5 КоАП РФ гласит, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только за те правонарушения, вина в совершении которых установлена. Все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением следующих случаев: административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и правонарушений, связанных с благоустройством территории, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; правонарушений, совершенных с использованием транспортных средств либо собственником или владельцем земли или иного недвижимого имущества при фиксации этих правонарушений.
Статья 24.5 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не допускается: отсутствие состава административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом ко времени совершения противоправных действий (бездействия) возраста, установленного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость лица, совершившего противоправные действия; отсутствие состава административного правонарушения или невменяемость лица, совершившего административное правонарушение.
2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения.
Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или юридическом лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления правонарушения.
Если требуется проведение административного расследования, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение определенного срока после завершения расследования.
3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), протокол об административном правонарушении должен содержать дату и место его составления, должность и фамилию лица, составляющего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, адреса и места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время и подробности совершения административного правонарушения, а также статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение.
При составлении протокола об административном правонарушении физическим лицам или законным представителям юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам дела должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физические лица или законные представители юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть допущены к ознакомлению с протоколом об этом правонарушении и вправе представить объяснения и замечания, которые должны быть приложены к протоколу.
В случае неявки физического лица или законного представителя физического или юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенных, протокол о правонарушении должен быть составлен в их отсутствие. Копия протокола должна быть направлена данному лицу в течение трех суток с момента его составления.
Протокол об административном правонарушении должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Если указанные лица отказываются подписать протокол, это должно быть отмечено в документе.
Физическим лицам или законным представителям юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшим копия протокола об административном правонарушении выдается под расписку.
4. Обязательные сведения, включаемые в постановление по делу об административном правонарушении.
Статья 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении должно содержать:
В случае наложения административного штрафа постановление по делу об административном правонарушении должно содержать также сведения о получателе штрафа, предусмотренные правилами заполнения платежных документов на перечисление суммы штрафа.
Если какая-либо из вышеперечисленных сведений отсутствует, постановление может быть отменено в случае его обжалования или опротестования.
5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении о наложении штрафа.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо не позднее шестидесяти дней со дня истечения срока отсрочки или рассрочки уплаты штрафа.
При отсутствии документа об уплате административного штрафа и сведений о нем в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, обязаны в десятидневный срок направить постановление о наложении штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с федеральным законодательством.
При этом в отношении лица, не уплатившего штраф, должен быть составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 30.2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление. Они обязаны направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех суток со дня получения жалобы.
Жалоба должна быть подана в течение десяти дней со дня получения или вручения копии решения непосредственно в суд, вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.
Если этот срок пропущен, лицо, подавшее жалобу, может ходатайствовать о восстановлении срока судье или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения по жалобам на такое постановление могут быть обжалованы прокурором. Жалобы по этим вопросам следует направлять в прокуратуру, поскольку прокуроры обладают полномочиями по принесению протестов в соответствии со статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно статье 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель может освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
На вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях и на решения по результатам рассмотрения жалоб или протестов могут быть поданы апелляционные жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.13 и 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.